Аня Жуланова рассказывает о том, что такое йога, о йоге прошлого и настоящего.
Слово "йога" образовано от санскритского корня "юдж", означающего "связывать", "соединять", "скреплять", "сцеплять", а также "направлять, сосредотачивать внимание", "употреблять", "применять". Оно также обозначает союз или общность. Это истинное единение нашей воли с волей Божьей. Как говорит Махадев Десай в своем предисловии к книге "Гита по Ганди", "йога есть прикрепление всех сил тела, ума и души к Богу; она предполагает дисциплинирование интеллекта, ума, эмоций и воли; это уравновешенное состояние души, дающее человеку возможность спокойно взирать на жизнь во всех ее аспектах".
Йога – одна из шести ортодаксальных систем индийской философии. Она была верифицирована, скоординирована и систематизирована Патанджали в его классическом труде "Йога сутры", состоящем из 185 сжатых афоризмов. По представлениям индийцев, все проникнуто верховным вселенским духом (Параматмой или Богом), частью которого является душа отдельного человека (дживатма). Система йоги получила свое название, потому что учит тому, как дживатма может соединиться или вступить в общение с Параматмой и достичь таким образом освобождения (мокши).
Тот, кто следует путем йоги, называется йог или йогин. (Б.К.С. Айенгар "Прояснения йоги")
Б. К. С. Айенгар в предисловии к «Йога-сутрам Патанджали», говорит о йоге как искусстве, науке и философии. "Йога воздействует на все уровни человеческого существа – физический, ментальный и духовный. Йога – это реальный практический метод, позволяющий наполнить нашу жизнь смыслом и благородством".
Йогой называют также мудрость в работе или умение жить в трудах, гармонии и умеренности.
"Тот не йогин, кто переедает,
и не тот, кто не ест совершенно,
и не тот, кто спит свыше меры,
и не тот, кто себя сна лишает.
В пище, в отдыхе будь умерен,
будь умерен в свершенье действий,
в сне и в бдении – так обретешь ты
уносящую скорби йогу".
(Бхагават Гита, VI. 16-17).
В Катха Упанишаде йога описывается так: "Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Этот постоянный контроль над чувствами и умом называют йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений". (Б.К.С. Айенгар "Прояснения йоги")
Мне кажется, что метод йоги универсален в любую эпоху, стоит лишь искренне и полностью принять ее, принять всем сердцем, раскрытой душой. "Йога поднимает человека над болью и печалью, давая ему возможность жить и наслаждаться полной жизнью. Благодаря практике йоги ленивое тело становится активным и энергичным. Йога трансформирует ум и приводит его в гармонию. Йога помогает телу и уму звучать в унисон с самим ядром человеческого существа – с душой – и сливает их все воедино". (Б.К.С. Айенгар "Йога-сутры Патанджали").
Согласно Ведам, существует четыре эпохи (юги) развития материальных вселенных — Сатья, Трета, Двапара и Кали. Для каждой из этих юг рекомендованы свои методы совершенствования, в соответствии с возможностями живых существ. Метод йоги (как возможности для освобождения от рождения и смерти в материальных мирах) рекомендован для Сатья-юги, необходимым качеством для того, чтобы следовать этому пути, является аскетизм. В Кали-югу мы потеряли многие качества – аскетизм, милосердие, способность жертвовать. Такие великие йоги прошлого, как Вишвамитра, Аштаквара, Васиштха, Бхарата обладали ими, они имели чудесные сиддхи (мистические способности), приобретенные в ходе упорной садханы (постоянной практики).
Здесь мне хотелось бы привести отрывок истории о Васиштхе и тех аскезах, которые он принимал. В некоторых текстах описывается, что некогда мудрец Васиштха, рождённый разумом Брахмы, почитал Тару на горе Нилачала, повторяя мантру Спасительницы в Йони-мандале Камакхьи. Так он пребывал в медитации десять тысяч лет. Но Сати, Спасающая из океана самсары, так и не явила Свою Милость. Тогда Васиштха в гневе пошёл к своему отцу, Брахме. Брахма сказал: "Послушай, что Я тебе скажу, сын мой: Ты поклонялся Таре, Спасительнице миров, Премудрости, Сущему Знанию Истины, желая достичь совершенства. Её Милостью Я творю четырнадцать миров и создаю в своей Лиле четыре Веды. Вишну, исполненный истинного Знания, хранит мир благодаря тому, что почитает Видью Тары. высший [Господь] Хара, принимающий облик Рудры во время разрушения вселенной, разрушает её благодаря почитанию Тары".
Выслушав это, Васиштха сказал, что почитал Тару в течение тысячи лет, живя на горе Нилачала и питаясь жертвенной пищей, но Она так и не смилостивилась. Потом он, стоя на одной ноге и не принимая никакой пищи, пребывал в медитации и самадхи и повторял мантру на протяжении ещё девяти тысяч лет, но так и не узрел Милости Богини. Поэтому, сказал Васиштха, он оставляет эту бесполезную Видью.
Как сказано в Шива Самхите, "Йогин должен оставить следующее: пищу кислую, вяжущую, острую, горькую, соль, горчицу, пищу жареную на масле, чревоугодие, праздное хождение, … , общение с женщинами, пустые разговоры, мысли иные кроме Мокши (освобождения), ложь, двойственность, гордыню, жестокое обращение с животными, их убийство, враждебное отношение к кому бы то ни было и присвоение чужого. … Отказавшись от всех ложных желаний и оставив все ложные привязанности мира, йогин видит в своем собственном духе Вселенский дух в его подлинной сущности".
Итак, как мы видим, требования, предъявляемые к йогинам, довольно строги, а их возможности превосходят даже наше воображение. Сейчас нам кажется все это невероятным, сказками, мифами. Мы не способны выполнять суровые обеты, наш ум постоянно отвлекается, он нестабилен, неустойчив. Согласно Ведам для жителей нашей эпохи (Кали-юга) подходит лишь один метод, самый простой, но и самый эффективный – это воспевание святых имен Бога. Однако, "тело – это храм Духа, заботы о теле и его совершенствовании представляют из себя достоянную задачу, служащую в то же время для развития высших сил человека. Ведь в нездоровом и плохо развитом теле не может правильно функционировать мысль; такое тело не может быть достойным орудием своего повелителя – духа". (Рамачарака "Хатха-Йога. Йогическая философия физического благосостояния человека"). Как подчеркивается в "Мундака Упанишаде": "Я" нельзя постичь, не имея силы, внимательности и цели. Как необожженный глиняный горшок растворяется в воде, так и тело быстро разлагается. Так что обжигайте его упорно в огне йогической дисциплины, очищая и укрепляя его.
Практика асан и пранаямы, концентрации и медитации помогает нам и в двадцать первом веке, с помощью регулярной практики мы очищаем не только свое тело, но и свой ум, меняются наши желания, наши мечты. Практика йоги учит нас решать проблемы по мере их поступления и забывать о них, по мере их решения; благодаря практике мы можем уменьшить или искоренить неверное восприятие и знание, мы учимся жить в настоящем. (Б.К.С. Айенгар "Свет жизни: Йога"). Ключ ко всему – регулярная садхана. Это подчеркивается во всех важнейших трудах по йоге.
"Молодые, пожилые, престарелые, даже больные и дряхлые – все достигнут совершенства в йоге посредством постоянной практики. Успеха дождется тот, кто занимается, а не тот, кто не занимается. Успеха в йоге нельзя добиться просто чтением священных текстов. Нельзя его достигнуть ни ношением одежды йога или саньясы (отшельника), ни разговорами о нем. Лишь в постоянной практике кроется секрет успеха. Истинно, в этом нет сомнения". (Хатха Йога Прадипика, гл. 1, стихи 64-66).
"Как, освоив алфавит, можно, непрерывно занимаясь, овладеть всеми науками, так, усердно упражняя сперва свое тело, можно обрести знание истины (Таттва Джняна), т.е. подлинной природы человеческой души, идентичной Верховному Духу, коим исполнена вселенная". ("Гхеранда Самхита", гл.1, стих 5).
Таким образом, практика йоги актуальна и в настоящее время, она наделяет нас глубокой мудростью, а сдержанность тренирует непривязанность. Каждый человек может использовать йогу как инструмент для самосовершенствования и очищения. Йогой можно заниматься в любое свободное время, не отрекаясь от своей обычной жизни. Тем светом, который мы обретаем в ходе практики, мы делимся с нашими близкими и родными, друзьями и коллегами. О положении ученика-семьянина в "Шива Самхите" говорится так:
"Пусть он занимается вдали от людей, в уединенном месте. Для соблюдения приличий он должен оставаться в обществе, но не должен быть привязанным к нему сердцем. От не должен отказываться от исполнения своего профессионального долга и соответствующих его общественному положению обязанностей; пусть он исполняет их, сознавая себя орудием Бога, не думая о результатах. Он будет преуспевать, мудро следуя методу йоги, это несомненно. Оставаясь в кругу семьи, постоянно исполняя долг семьянина, человек, освободившийся от заслуг и недостатков и обуздавший свои чувства достигнет спасения. Ни добродетели, ни пороки не затрагивают семьянина, занимающегося йогой; его не запятнает и грех, если придется согрешить ради защиты человечества" ("Шива Самхита", гл. V, 234-238).
Конечно, нам сложно соблюдать все правила, рекомендации в ходе практики. Это заставляет сомневаться, можем ли мы заниматься йогой или это просто трата времени. Арджуна в Бхагавад-Гите также испытывает сомнения, но Шри Кришна успокаивает его и поддерживает:
"Не аскет, но богатый верой,
в йоге сердце не удержавший,
не обретший в ней совершенства –
по какому пути он шагает?"
На этот вопрос Арджуны Шри Кришна отвечает:
"Не погибнет ни в здешнем он, Партха,
ни в ином, после смерти, мире,
ведь никто не приходит к дурному концу,
кто творит здесь добро, моя радость!
Но, достигнув миров благой кармы,
проведя там бессчетные годы,
в доме чистом и благословенном
вновь родится заблудший в йоге.
Или даже он в доме аскетов,
возродится, обильных знаньем,
ведь такое рожденье, Партха,
очень трудным считается в мире.
Так, возникнув на свет, обладая
своей буддхи из прежнего тела,
он потрудится с большим усердьем,
чтоб теперь совершенства достигнуть.
Ибо прежних рождений заслуги
его мощно вперед увлекают,
ведь кто жаждет познания йоги,
слово – Брахмана тот превосходит.
Упражненьем упорным тот йогин,
от грехов себя всех очищая,
восходя от рожденья к рожденью,
высшей цели затем достигает
Превосходит йогин аскетов,
йогин выше, чем тот, кто знает,
йогин выше, чем делатель жертвы;
устремляйся же к йоге, Арджуна!"
("Бхагават-Гита", VI, 37, 40-46)