Медитативный класс
Медитативный класс включает в себя практику асан и вьям (около 30 минут), медитацию или освоение шаткарм, прана-вьяямы, (дыхательные упражнения) и обсуждение (оставшийся час занятия).

На каждом занятии преподаватель дает что-то новое для своих учеников. Все планируемые медитации направлены на высвобождение глубинных напряжений в теле и сознании: это будет и йога-нидра, и циклическая медитация, и пранава (медитация на «Ом») и другие медитативные практики.
Випассана. Закрой глаза – открой сердце.
Лена Лежнева рассказывает сегодня о древней технике медитации — випассане.

Випассана – это техника медитации, возникшая в Индии более 2500 лет назад. По преданию, этой технике учил сам Будда. Со временем, традиция випассаны была утеряна в Индии, но в своем изначальном виде сохранилась в Бирме. В наше время випассана получила свое распространение благодаря Шри Сатья Нарайян Гоенка. Гоенка – индиец по происхождению, родился и вырос в Бирме. Там он и научился технике випассаны у Саяджи У Ба Кхика. После 14 лет обучения у него, Гоенка перебрался в Индию, где и начал обучать випассане. Сейчас специализированные центры есть во всем мире, в том числе и в России.

В наше время появилось много так называемых учителей випассаны. Любую технику медитации начинают называть этим «брендовым» словом. Часто приходилось видеть объявления о, например, «динамической випассане». Что это вообще такое? В чем отличие випассаны от других медитативных практик? Давайте разберемся с реальным понятием «випассана».

С древнего языка Пали «випассана» переводится, как «видеть реальность такой, какая она есть». С помощью различных видов медитации мы добиваемся (или пытаемся добиться) сосредоточенности ума на определенном объекте – мантре, изображении Божества и прочих. Объектом випассны не является Будда, и от вас не требуется быть буддистом или принять буддизм. Випассана не использует визуализацию. Объектом концентрации являются реальные ощущения в собственном теле в данный момент. Випассана – это не религия, не философия, не секта. Это просто техника. Техника, которая является путем освобождения от страданий. С вами не ведется философских бесед об устройстве мира, о причине страданий и о том, что сделать, чтобы не страдать. На курсе випассаны дается только техника того, как вы можете избавиться от страданий… И практикуется. Каждый день. На протяжении всего 10-дневного курса.

На время обучения технике випассаны необходимо выделить 10 дней и уехать в специализированный центр для практики, в котором созданы все необходимые условия для погружения в практику. На время всего курса соблюдается так называемая Благородная Тишина: нельзя разговаривать, нельзя общаться даже жестами, смотреть в глаза, не допускается никакого тактильного контакта. Обращаться можно лишь к учителю по вопросам практики и к менеджеру курса по вопросам быта. На время курса запрещается читать, вести записи, слушать музыку, фотографировать. Сотовые телефоны, планшеты, ноутбуки, камеры, деньги, пишущие принадлежности необходимо сдать менеджеру курса. Нельзя заниматься физическими упражнениями, нельзя практиковать никакую другую технику медитации и необходимо приостановить все обряды и ритуалы на время курса. Мужчины и женщины живут отдельно. На курсе студентов обеспечивают простой вегетарианской едой. В 6-30 завтрак, в 12-00 обед и в 17-00 чай и фрукт. Подъем в 4-00, отбой в 21-30. И около 10 часов медитации ежедневно. 10 дней на то, чтобы побыть наедине с собой. 10 дней на то, чтобы почувствовать себя монахом.

На мой взгляд, данную технику нужно изучать только в специализированном центре — там, где Гоенка ведет вечерние беседы о дамме (разумеется, это аудиозаписи лекций), ежедневно дает рекомендации по практике, оттачивая вашу технику. Такой центр можно найти на официальном сайте, где также можно познакомиьься с более подробной информацией о випассане, с кодексом дисциплины, с расписанием, найти адреса всех центров, а так же записаться на курс.

Кроме того, поток поддерживают два учителя (у женщин – женщина, у мужчин, соответственно, мужчина). Эти учителя – опытные медитаторы, они прошли подготовку у самого Гоенки и получили право быть наставниками, отвечать на вопросы студентов и всячески им помогать. 10 дней – это минимум времени, необходимый для того, чтобы научиться технике випассаны. Випассана – очень тонкая и глубокая операция на уме. Изучение данной техники по книгам самостоятельно или с псевдо-учителем может оказаться опасным.

Вы можете открыть Google и найти кучу статей о том, кому и как помогла випассана. По дням. Или не помогла, но тоже по дням. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что подобные статьи читать незачем. Каждый человек индивидуален, как и переживания каждого человека. А после прочтения подобных постов может сложиться определенный стереотип о том, как именно должна пройти моя випассана. Ничего подобного. Это не так. Не так, как написано у того или иного авторитетного блогера, не так, как написано у этого никому неизвестного медитатора, который внезапно «прозрел после прохождения випассаны». Даже если вы не подвержены чужому влиянию, какие-то особенно хорошие или неприятные переживания из подобных статей могут остаться в вашем подсознании. И, например, во время прохождения курса, вы будете ждать подобных эмоций, а если они не возникнут – станете придумывать их себе. Поймите, вы сами должны пережить истину. Только тогда она станет истиной для вас. Иначе это будет чьей-то чужой истиной.

Чтобы проиллюстрировать это, я пообщалась с одним из наших преподавателей хатха-йоги, Сашей Шавкуновым, который уже не раз опробовал на себе практику випассаны, и расспросила его, но не о его переживаниях и впечатлениях, а о самой практике.

– Саша, расскажи, пожалуйста, как ты узнал про випассану и что сподвигло тебя пойти на этот курс?

– Впервые услышал из рассказов людей, с которыми когда-то вместе практиковал йогу. Затем наступило время, что я заинтересовался этим курсом чуть больше, почитал в интернете. Интерес к курсам и решение поехать назревали постепенно.

– Что было самым сложным? Наверное, не есть после 12:00 (шутка)?

– Нет, с диетой, предлагаемой на курсе, у меня не было никаких сложностей. Наверное, самое сложное — это упорная «нудная» тренировка удержания внимания на дыхании в самом начале. Отлавливать свой беспокойный ум и постоянно его возвращать на выполнение практики, это, конечно, та еще задачка.

– Когда ты был на випассане?

– Я был несколько раз, первый раз в 2013 году. Всего у меня было два 10-дневных курса, один 3-дневный и два курса в качестве служащего. Но эта статистическая информация не имеет никакого особого значения. Куда важнее постичь саму суть практики, чем задаваться вопросами «когда», «где», «как долго».

– Была ли разница между первым и вторым курсом, когда ты был в качестве студента? Может быть, ты себя чувствовал более уверенно, как старый студент?

– Второй раз был более осознанный поскольку, имея опыт, понимаешь, что нужно делать, какая именно задача стоит перед тобой и, соответственно, усилия тратишь значительно более целенаправленно, более терпеливо. Это такая практика. Нельзя сказать, что после одного-двух курсов становишься супер-гуру. Нет. Просто ты начинаешь понимать некоторые вещи, которые раньше были за пределами твоего внимания, и не приходилось об этом размышлять. Постепенно, возникает потребность в том, чтобы дальше практиковать и избавляться от каких-то своих старых привычек, шаблонов ума.

– Дома ты практикуешь випассану?

– Да, практикую. Непосредственно сразу после курса это очень легко поддерживать, но постепенно «бытовуха» немного отодвигает, «замыливает» практику. Если ежегодно проходить курс, тогда находить усилие практиковать по 2 часа в день значительно легче. После 10-дневной практики возникает мощный волевой запас, который помогает выделять время на практику.

– Расскажи, пожалуйста, о тех курсах, когда ты был менеджером.

Если не углубляться в частные случаи, с которыми приходилось сталкиваться, могу рассказать в общих чертах. Для меня в этом было, не только стремление получить новый опыт, посмотреть и поучаствовать с «внутренней» стороны в этом процессе, но и, главным образом, желание помочь другим людям обнаружить пользу практики випассаны, которую ранее открыл для себя сам.

Сама организация курса направлена на то, чтобы помочь человеку снизить отвлечение на многие вещи, без которых, как кажется, нельзя обойтись в повседневной жизни, то есть помочь ему найти в себе силы быть дисциплинированным, быть собранным, присутствующим. Когда приходится сталкиваться с людьми, которые не могут справиться (а такие люди есть, на каждом курсе по несколько человек), постоянно находят какие-то причины уйти, ты лучше понимаешь, как работает ум, какие он выстраивает противоречивые и необычные или даже забавные оправдания, чтобы прекратить, чтобы уехать. Понимаешь, что сам подвержен точно таким же глупостям. А это наглядный опыт, который мне самому помогает ещё лучше понять себя, и, соответственно, ещё лучше понять людей, помогает находить более гармоничные способы взаимодействия, тот способ общения, который будет наименее травмоопасен, и для меня, и для них.

И учитель, и служащие при необходимости всегда стараются наилучшим образом помочь людям справиться с самыми разными своими беспокойствами, сильными и не очень. Да, случается так, что для некоторых людей существуют преграды, в виде «виртуальных» убежденностей в ограниченности своих способностей преодолевания и им была бы весьма полезна предварительная подготовка. Думаю, что регулярная практика хатха-йоги, вполне может оказаться такой подготовкой.

– В чем отличие между 10-дневным курсом и 3-дневным?

– На 3-дневные курсы можно попасть только людям, которые полностью прошли хотя бы один 10-дневный. Всё преимущество 3-дневных – это то, что на курс могут приехать люди, которые не могут выделить время на все 10 дней. Понятно, что это получается не настолько глубокое погружение, но, тем не менее, это лучше, чем ничего.

– Практика випассаны в твоей практике йоги тебе как-то помогла?

– Да, конечно, опыт, полученный от випассаны, повлиял на моё отношение ко многим вещам, в том числе и на практику йоги. Нельзя сказать, что это прямо совсем координально изменило отношение, но стало более ясно – зачем вообще вся эта практика происходит и как увеличивать эффект от асан за счет нового уровня дисциплины ума, способности концентрироваться. Даже если рассматривать всем известные 8 ступеней йоги, то сначала идут практики ямы, ниямы, затем асан и пранаямы, которые постепенно приводят как раз к медитативным практикам. И когда ты сфокусирован только на практике с телом, так или иначе у тебя все равно присутствует некий «фанатизм», какая-то привязанность к телесной практике, к тому, чтобы достичь чего-то конкретного. А когда ты смотришь более глубоко и понимаешь, что из себя представляет медитация, та целеустремленность в хатха-йоге «сделать сложную асану, чтобы всем доказать» ))), уже не имеет значения. Появляется другое, более мудрое отношение, когда ты более беспристрастно исследуешь все тонкости, а не стремишься к акробатике ради демонстрации «понтов». Если смотреть на развитие от ямы, ниямы и дальше к медитации, порой возникает ощущение, что не ты делаешь какое-то внутреннее усилие, чтобы к этому прийти, а что тебя ведет по этому восьмеричному пути. И постепенно становится ясным, как, пусть даже через «шишки» и «ссадины», развивается сознание. В медитативном состоянии, когда останавливается внутренний диалог, ты узнаёшь, что сознание гораздо больше и сильнее, чем рациональное мышление, построенное на внутреннем диалоге, которое люди иногда ошибочно считают самим сознанием. Слова, которыми мы привыкли оперировать и которые мы считаем незаменимым инструментом в нашем социуме, они очень слабы и их не всегда достаточно, чтобы суметь описать все то, что может быть доступно для осознания. Соответственно всё, что мы можем сказать о випассане, это какие-то словесные конструкции, которые не могут быть «истиной последней инстанции», но которые смогут сориентировать тех людей, которые как раз чрезмерно привязаны к объяснениям через слова. Когда ты практикуешь со всей ответственностью и дисциплиной, терпением и настойчивостью, то уже не нужно рассказывать, как изнутри появляется состояние спокойной ясности.

– Посоветовал бы ты своим ученикам посетить курс випассаны?

– Конечно, все будет зависеть от конкретного случая. Если видно, что человек на своем жизненном пути достигает такого состояния, опыта, что ему необходимо двигаться дальше, конечно, порекомендую. А настойчиво призывать, убеждать, что это нужно всем подряд – не стану. Это дело сугубо добровольное, лишь бы люди знали о существовании возможности пройти эти курсы. Многие, кому было бы полезным, просто не знают.

Я полностью согласна с Сашей и хочу сказать в заключении, что далеко не каждый студент после завершения 10-дневного курса практикует випассану дома, в социуме, далеко не каждому техника приходится по душе и уж, конечно, не все избавляются от страданий. Но, на мой взгляд, человеку хотя бы раз стоит попробовать. Попробовать побыть наедине с собой, выйти из зоны комфорта и устроить шокотерапию для ума и тела. А дальше – выбор за вами.

Статья написана с использованием материалов с официального сайта.
Медитация в Коре
Медитативный класс включает в себя практику асан и вьям (около 30 минут), медитацию или освоение шаткарм, прана-вьяямы, (дыхательные упражнения) и обсуждение (оставшийся час занятия).